Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Чёрный Порог
МКОУ СОШ п.
Черный Порог
Подписано цифровой подписью: МКОУ
СОШ п. Черный Порог
DN: cn=МКОУ СОШ п. Черный Порог, o,
ou, email=cherny-school@mail.ru, c=RU
Дата: 2023.03.01 21:00:13 +04'00'
«Утверждаю»
Директор школы Жидкова М. В.
_________________________
«28» августа 2020 год
Рабочая программа
по предмету «Моя Карелия» 5 – 9 классы (ФГОС)
Срок реализации программы 5 лет
Разработчики:
Романюк А. Ю., учитель географии и биологии,
Шелыгина Н.Р., учитель начальных классов.
Рассмотрена на заседании
Принята на заседании
методического совета школы
педагогического совета школы
протокол № 4 от
« 08» июня 2020 г
протокол № 1 от
« 27 » августа 2020 г
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Моя Карелия" составлена на основе Примерной
программы учебного предмета "Моя Карелия" в соответствии с Федеральным законом "Об
образовании в РФ" от 29 декабря 2012г №273-Ф3, в соответствии с письмом Министерства
образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 -255 «О введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования», на основании приказа
Министерства образования Республики Карелия от 3 февраля 2012 года № 79 «Об организации
образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования», приказа Министерства образования Республики
Карелия от 22 марта 2013 года № 295 «Об организации образовательного процесса в
соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования»,
приказа Министерства образования Республики Карелия от 7 марта 2014 года № 229«Об
организации образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными
стандартами основного общего образования».
Учебный предмет «Моя Карелия» носит интегрированный характер, выраженный в
соединении учебного материала о природе, истории, культуре Карелии. Это дает возможность
обучающимся, участвуя в познавательной деятельности, получить целостное
представление об исторических, географических, культурологических и экономических
особенностях региона.
Цель учебного предмета «Моя Карелия»:
развитие и воспитание личности, гражданской компетентности на основе изучения природы,
истории, культуры Карелии, осмысления процессов развития региона в общероссийском
контексте, активизации познавательной и самостоятельной практической деятельности
обучающихся.
Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
• воспитывать чувства патриотизма, уважения к прошлому и настоящему
многонационального народа России, Республики Карелия;
• способствовать осознанию своей этнической принадлежности, расширению знаний о
природе, истории, культуре и основных достопримечательностях Карелии;
• формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного восприятия и
социального опыта обучающихся, осмысления ими природной и социо-культурной специфики
родного края, практической ориентации в окружающем мире;
• воспитывать положительное отношение к духовным и семейным ценностям и
способствовать их активному включению в созидательную общественно- полезную
деятельность;
• развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять
особенности природных, исторических, культурных объектов Карелии, проводить поиск, сбор
и описание объектов своей местности, применять правила природоохранного поведения в
повседневной жизни.
Учебный предмет «Моя Карелия»» изучается в 5 - 9 классах в рамках учебного времени
части формируемой участниками образовательного процесса. На изучение учебного предмета
отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 170 часов.
Класс
Название курса
Кол-во часов
5
"Моя Карелия" Путешествие по
34
родному краю.
6
"Моя Карелия"
34
7
"Моя Карелия"
34
8
"Моя Карелия"
34
9
"Моя Карелия"
34
Итого:
170ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
5 класс
Введение
За лесами и озерами
Истории о нашей столице
Пути-дороги карельского края
Итоговое повторение
За год
6 класс
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Искусство
Проект "Мы - исследователи родного края"
Итоговое повторение
За год
7 класс
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Искусство Карелии XVIII в
Итоговое повторение
За год
8 класс
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Культура Карелии XIX в
Итоговое повторение
За год
9 класс
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Культура Карелии XX века
Итоговое повторение
За год
ИТОГО
Кол-во часов
1ч
5ч
3ч
24ч
1ч
34ч
6ч
5ч
4ч
7ч
4ч
3ч
3ч
2ч
34ч
4ч
6ч
7ч
7ч
6ч
3ч
1ч
34ч
5ч
6ч
5ч
6ч
5ч
6ч
1ч
34ч
6ч
5ч
5ч
8ч
3ч
6ч
1ч
34ч
170ч
Планируемые результаты освоения предмета.
Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов основного общего образования.
Личностные результаты
умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей;
способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как
регуляторов морального поведения;
формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как житель Республики Карелия, чувства сопричастности и гордости за свой край;
мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной
культурой Республики Карелия, чувства гордости за свой город, свой край, за успехи
своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной
форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к
сообщению, презентации;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при
работе над проектом, исследованием;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные УУД:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся
к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т.п.) и
литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при
работе с картой контурной, картой Карелии и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек,
архивов и Интернета.
Коммуникативные УУД:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания;
расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
приобретение опыта к оценке различных явлений;
освоение приёмов установления причинно-следственных связей;
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего края и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности, происходивших в Карелии;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своего края;
готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей родины.
Планируемые результаты.
Требования к результатам освоения основных разделов учебного
предмета «Моя Карелия»
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
Символы Республики Карелия; численный, национальный, религиозный состав,
профессиональную занятость населения республики; административно – территориальное
деление республики, структуру органов управления; права ребёнка и кто их защищает в
Республике Карелия; основные черты экономики Республики Карелия, перспективы её
развития; главные жизненные ценности современного общества; основные принципы
жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; основы
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закреплённым в Конституции Республики Карелия;
Уметь:
Собирать и анализировать материалы характеризующие население своей местности;
выявлять наиболее популярные и востребованные профессии в своей местности, а также
центры их подготовки. Применять знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: соотнесения собственного поведения и поступков других людей
с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством
Республики Карелия, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми
способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах
своей дееспособности
В результате изучения истории Карелии ученик должен знать/понимать:
Основные этапы и ключевые события истории Карелии с древности до наших дней;
выдающихся государственных, политических, общественных деятелей, полководцев,
оказавших влияние на исторические процессы в крае; важнейшие достижения культуры и
системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
Определять последовательность и длительность важнейших событий, процессов в
истории края, выделять их периоды; определять синхронность событий и процессов
региональной и российской истории; показывать на исторической карте границы
расселения племен, места расположение археологических памятников, границы
административных территорий, города, районы важнейших промыслов, развития ремесла
и промышленности, торговые пути и ярмарки, места расположения памятников культуры,
значительных исторических событий и военных сражений; давать описание исторических
событий и памятников материальной и духовной культуры Карелии на основе текста и
иллюстративного материала, фрагментов исторических источников, краеведческого
материала; выявлять существенные черты, общее и особенное в проявлении и
последствиях наиболее важных исторических событий в истории России и истории
Карелии; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в истории
Карелии, историческим личностям, достижениям культуры. Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий прошлого и явлений
современной жизни Карелии; высказывания собственных суждений об историческом
наследии народов Карелии; использования знаний об историческом пути и традициях
народов Карелии в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
В результате обучения географии выпускник должен знать/понимать:
Местные географические термины; план местности и топографические карты;
географические следствия движений Земли для Карелии, географические явления и
процессы в природных комплексах Карелии, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека; проявление географической зональности и поясности в
Карелии; специфику географического положения и административно-территориального
устройства Республики Карелия как субъекта Российской Федерации; особенности
природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и
районов Карелии; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных географических
объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения местных географических объектов и явлений, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных
ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства
важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей Карелии; составлять краткую
характеристику разных географических объектов Карелии на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления; определять на
местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические
координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и
инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы Карелии; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного
времени территории Карелии; учета фенологических изменений в природе своей
местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состояние воздуха, воды и
почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
В результате обучения биологии ученик должен знать:
Признаки распространенных видов растений, животных и грибов своего региона;
нескольких представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную
книгу Карелии; факторы, угрожающие существованию природных экосистем Республики,
меры, направленные на их сохранение; важнейшие охраняемые природные территории
Карелии; способы повышения продуктивности агроэкосистем в условиях Карелии;
распространенные заболевания в Республике и своей местности, их возбудителей и
переносчиков, способы заражения и меры профилактики данных заболеваний;
обосновывать (объяснять) роль природоохранных территорий Республики в сохранении
биологического разнообразия; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; правила рационального природопользования в Республике;
анализировать , оценивать экологические проблемы своего региона; влияние
хозяйственной деятельности человека в Республике на экосистемы, агроэкосистемы;
влияние собственных поступков по отношению к окружающей среде и живым организмам
своей местности; факторы, влияющие на здоровье населения Карелии, уровень
заболеваемости населения, овладеть умениями распознавать и описывать экосистемы и
агроэкосистемы своей местности, наиболее распространенные растения и животных
своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые
грибы, опасные для человека растения и животных, лекарственные растения,
дикорастущие и выращиваемые растения – источники витаминов и минеральных веществ,
растения и животных, занесённых в Красную книгу Карелии; проводить фенологические
наблюдения в природе, экологические исследования по оценке состояния окружающей
среды своей местности.
Уметь:
Применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
активного участия в мероприятиях по охране окружающей среды в своей местности;
соблюдения мер профилактики заболеваний человека, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами региона, обоснования здорового образа
жизни; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных своей местности, при простудных заболеваниях, обморожениях, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха с учетом продолжительности
светового дня в Карелии; выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных региона, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма.
В результате изучения литературы выпускник должен знать /понимать:
Содержание изученных фольклорных и литературных произведений Карелии.
Уметь:
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и поэтов Карелии;
сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы
Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения,
близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия; использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений писателей и
поэтов Карелии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета "Моя Карелия" на уровне основного общего образования
предусматривает изучение в 5 классе раздела «Моя Карелия. Путешествие по родному
краю». Содержание данного раздела представлено в рассказах о природных,
исторических и культурных достопримечательностях Карелии в форме заочного
путешествия. В основе изложения о географическом своеобразии и культурно –
исторических особенностях районов Карелии использован интегрированный подход.
Содержание учебного материала в 6-9 классах структурируется по содержательным
линиям, соответствующим содержанию учебных предметов обязательной части
основной образовательной программы: обществознание, география, биология, история,
литература, искусство.
5 КЛАСС
Введение
За лесами и озерами
Начало путешествия по Карелии. Обзорное знакомство с ландшафтом, географическими
объектами, природными и историческими памятными местами. Районы и города Карелии.
Соседи Республики. Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии.
Первичное заселение края. Археологические памятники. Образ жизни, занятия населения
края в середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища и
хозяйственные постройки. Виды хозяйственной деятельности населения. Отношения с
государством. Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии. Месторасположение
и внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные достопримечательности.
Олонец – «гусиная столица». Современный Олонец. Городские праздники.
Истории о нашей столице
Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в истории России и
Карелии. Улицы и районы Петрозаводска: прошлое и настоящее. Герб Петрозаводска.
Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение кварцитопесчанника.
Использование кварцитопесчанника при строительстве города и Александровского завода.
Современное состояние карьера.
Пути-дороги карельского края
Районы, города, населенные пункты Карелии, их природные, культурные и исторические
достопримечательности. Вепсское село Шокша. Его географическое расположение.
Занятия местного населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита и
его использование. Сортавала: город-парк. Месторасположение и объяснение названия
города. Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное своеобразие,
городские парки: парк Ваккосалми, парк Таруниеми. Валаамский архипелаг. Его
географическое расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и
рукотворные особенности ландшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная
деятельность монахов. Роль монастыря в защите границ государства. Петроглифы
Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной природе и наскальных
изображениях древних людей. Занятия местного населения. Рыболовство. Пудожские
налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел. Использование
пудожского гранита. Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение.
Природа. Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на
охраняемых государством территориях. Заонежье. Село Шуньга. Особенности
месторасположения. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит.
Современное использование шунгита. Устное народное творчество Заонежья. И.А.
Федосова – сказительница. Достопримечательности острова Кижи. Плотницкое
мастерство жителей: строительство деревянных домов и церквей. Лодка-кижанка.
Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса. Трофим
Рябинин. Город Кондопога, его месторасположение и достопримечательности. Памятник
деревянного зодчества – Успенская церковь. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор
и его использование. Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач.
Современный город Кондопога, его культурное и промышленное развитие. Марциальные
воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его открытия. Поселение
Дворцы. Создание первого российского курорта. Петр Первый во Дворцах.
Марциальноводская церковь – Спасение апостола Петра. Современный санаторий
«Марциальные воды». Надвоицы и Сегежа. Месторасположение поселка Надвоицы и
объяснение его названия. Воицкий рудник, его месторасположение и история.
Месторождение меди. История открытия. Добыча меди и ее использование для
изготовления медных денег. Находка золота. Его запасы, добыча, использование.
Месторождение алюминия. Использование природных водных ресурсов для
строительства гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый
комбинат. Город Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция. Поморье –
морская Карелия. Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство,
охота на морского зверя, строительство морских судов. Архипелаг Соловецких островов.
Соловецкий монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите
границ государства. Город Кемь: месторасположение и его история. Герб Кеми.
Природные богатства. Солеварение. Добыча и использование жемчуга. Лоухский район
на карте Карелии. Природные богатства: слюда, беломорит. Чупинское месторождение
слюды. Добыча слюды и ее использование в прошлом и настоящем. Национальный парк
Паанаярви. Растительный и животный мир. Сказки края – М. Коргуев. Калевала. Эпос
«Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские деревни. Стихи-руны
и рунопевцы. Поселок Калевала и его достопримечательности. Питкярантский район –
приграничная территория. Месторасположение города Питкяранта. Природные богатства
– олово, медь, гранит. Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный
завод «Питкяранта». Город Костомукша и его месторасположение. История
возникновения города. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат
«Карельский окатыш» и его продукция. Социо-культурное своеобразие города.
Карельский фронт в годы Великой Отечественной войны. Страницы истории
партизанского движения в Карелии. Обелиски и памятники защитникам края. Музеи
Карелии. Национальный государственный музей Карелии, его коллекции и экспозиции.
Районные краеведческие и школьные музеи.
Итоговое повторение
6 КЛАСС
Обществознание
Общественно-политическое устройство РК. Государственная символика РК. Конституция
РК - основной закон республики. Законодательная, исполнительная и судебная власть в
республике. Население Карелии. Демографическая ситуация в Карелии. Этнический
состав населения Карелии. Межнациональные отношения в Карелии. Административнотерриториальное деление РК. Местное самоуправление. Участие граждан республики в
политической жизни. Профессиональная занятость в республике.
География
Географическое положение РК. Рельеф территории Карелии и дна Белого моря; их
изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Горные породы
Карелии. Полезные ископаемые Карелии, зависимость их размещения от строения земной
коры и рельефа. Климат Карелии. Времена года. Внутренние и подземные воды Карелии.
Белое море как часть Мирового океана, его взаимодействие с атмосферой и сушей,
строение рельефа дна; система течений, органический мир; освоение и хозяйственное
использование человеком.
Биология
Факторы, которые влияют на особенности живой природы Карелии. Природные
экологические системы. Антропогенное воздействие на природу. Универсальная ценность
природы. Живые организмы в поселениях. В садах и парках Карелии.
История
Карелия в древности. Археологические памятники. Древнейшее население края. Занятия и
образ жизни. Религиозные верования. Карелия в IX – начале XII вв. Славянская
колонизация территории Карелии. Корела и весь. Хозяйственное освоение края.
Вхождение Карелии в состав древнерусских земель. Утверждение христианства.
Карелия в XII – середине XV вв. Особенности положения карелов в составе Великого
Новгорода. Экономическое развитие, торговля. Боярское и монастырское землевладение.
Борьба карелов и новгородцев против шведской агрессии. Карелия во второй половине
XV – XVIв. Включение Карелии в состав Московского государства Корельский уезд.
Город Корела. Сельское хозяйство и промыслы: солеварение, железоделательный
промысел. Развитие ремесла. Крестьянское предпринимательство. Развитие торговли:
предметы купли-продажи, торговые пути. Повенецкий рядок. Шведская агрессия в
Карелии в конце XVI века. Оборона Корелы. Корельский уезд в составе Швеции:
хозяйственные и политические последствия. Культура Древней Карелии.
Литература
Фольклор Карелии. Руны. Элиас Леннрот "Калевала". Ф. Глинка. Былины. Сказки. Из
древнерусской литературы. Литература Карелии XXвека: В. Соловьев, В.Сергин, К.
Паустовский.
Искусство
Зодчество. Монастыри в Карелии. Крепости-остроги. Дома крестьян. Деревянные церкви
XIV-XVIIвв. Иконопись. Прикладное искусство.
Итоговое повторение
7 КЛАСС
Обществознание
Права ребенка и их защита в РК. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека
и гражданина в Карелии. Правозащитные органы Карелии. Проблемы молодежи Карелии.
Молодёжные движения в республике. Подростковая культура:формальные и
неформальные коллективы.
География
Геология Карелии. Опасные и неблагоприятные природные процессы и явления в
Карелии. Природные комплексы республики.
Биология
Экосистема леса. Видовое разнообразие, плотность популяций распространенных
биоценозов Карелии (хвойных лесов, пресных водоемов, болот). Растительность - основа
лесного биоценоза. Многообразие животного населения. Значение и охрана лесов.
Красная Книга Карелии. Экосистема водоёма. Болота и их обитатели.
История
Основание Олонца. Появление первых металлургических заводов. Соловецкое восстание
1668-1676 гг. Культура народов Карелии с древнейших времен до конца XVII в.
Материальная и духовная культура вепсов, карел. Поселения, жилища, семейный быт,
обряды и обычаи. Устное народное творчество: руны, былины. Монастыри – центры
культуры. Карелия в XVIIIв. Боевые действия на территории Карелии в период Северной
войны. «Осударева дорога». Олонецкие Петровские заводы и их деятельность в годы
войны. Основание Петровской слободы. Система управления в Олонецкой губернии.
Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый
губернатор края. Александровский пушечный завод. Быт населения Карелии во второй
половине XVIII века.
Литература
Хранители народной мудрости. Сказитель В. Щеголенок. Влияние фольклора Карелии на
литературу. В. П. Щеголёнок. «Архангел». Л. Н. Толстой. «Чем люди живы?» Ю. П.
Казаков. «Калевала» Г. Державин. Ода «Водопад». Г. Р. Державин – губернатор
Олонецкого края. История создания оды. Символика образа водопада: человеческая
жизнь, слава, всепожирающее время. Своеобразие стиля. Ф. Глинка. Личность и
творчество Ф. Н. Глинки. Поэма «Карелия». Кивач как символ жизни. Живописное
мастерство поэта.
Сказ о создании национального инструмента («Кленовое кантеле» В. И. Пулькина). Темы
семьи, рода, связи поколений в творчестве О. Степанова, Я. Ругоева. Нравственные
основы личности в осмыслении М. Пришвина («Осударева дорога»).
Тема преемственности традиций в лирике Р. Рождественского. Образ И. Федосовой в
стихотворении «На Юсовой горе».
Искусство Карелии XVIII века
Архитектурные памятники XVIII века в Карелии. Преображенская церковь на о. Кижи.
Петрозаводск. Домик Петра. Церковь апостола Петра. Живопись и графика. Иконописцы
Выга. Прикладное искусство Выгореции.
Итоговое повторение
8 КЛАСС
Обществознание
Современное состояние и перспективные направления развития карельской экономики.
Основные отрасли экономики Карелии. Крупные предприятия и их роль в жизни Карелии.
Товары и услуги, ресурсы Карелии и потребности населения. Рынок труда в республике.
Рыночные отношения в Республике Карелия. Роль экономики республики Карелия в
экономической системе России. Внешнеэкономические связи Республики Карелия.
Социальное развитие республики. Служба занятости населения Карелии. Особенности
рынка труда. Главные жизненные ценности современного общества.
География
Карелия в часовом поясе. Определение местного времени. Природные ресурсы Карелии.
Почвенный покров Карелии. Проблема плодородия почв Карелии. Условия образования
разных почв Карелии. Антропогенные изменения природно-территориальных
комплексов. Охраняемые природные территории Карелии. Природные заповедники
"Кивач", "Костомукшский". Национальные парки "Паанаярви", "Водлозерский",
"Калевальский", "Валаамский архипелаг". Заказники "Озеро Белое - заказник лобелии
Дортмана", "Заозерский". Памятники природы "Чёлмужская коса", "Болото
Монастырское".
Биология
Человек и его здоровье. Особенности климата Карелии, его влияние на здоровье
населения. Природно-очаговые и зооантропонозные заболевания.Эндемичные
неинфекционные заболевания. Образ жизни и здоровье. ВИЧ-инфекции и
распространение СПИДа в Карелии.
История
Карелия в начале XIX века. Участие жителей Карелии в боевых действиях в годы
наполеоновских войн. Олонецкие горные заводы в годы войны. Крестьяне во в.п. XIX
века. Освобождение крестьян Карелии от крепостной зависимости. Развитие сельского
хозяйства. Традиционные ремесла. Крестьянское кустарное производство. Крестьянские
промыслы. Отходничество. Промышленность и торговля в пореформенный период.
Городская реформа. Изменения в жизни горожан. Земская реформа. Развитие
здравоохранения и образования в Карелии.
Литература
Судьба человека и народа на крутых поворотах истории. Д. И. Балашов. «Марфапосадница» (Отрывок). Тема созидательного труда в произведении. Образы Марфыпосадницы и Зосимы Соловецкого. К. Г. Паустовский «Судьба Шарля Лонсевиля».
История создания повести. Роль личности в истории. Нравственные основы личности в
осмыслении поэтов Я. Виртанена и Леа Хело, А. Платонова («Сампо»)
Культура Карелии XIXвека
Архитектура. Скульптура. Художественное литьё. Живопись и графика. Библиотеки,
музей, театр. Фольклор, музыка.
Итоговое повторение
9 КЛАСС
Обществознание
Многонациональный состав населения республики. Пограничное сотрудничество.
Формирование гражданского общества. Развитие информационного пространства
Карелии. Образование в течение всей жизни.
География
Экономическое развитие и география межотраслевых комплексов Карелии.
Инфраструктурный комплекс РК. Топонимия Карелии.
Биология
Современная экология. Причины экологических проблем. Экологическая ответственность.
Защита среды жизни от загрязнения. Пути решения экологических проблем.
Экологическое образование и просвещение.
История
Карелия в годы революции и Гражданской войны. Иностранная интервенция. Карельская
Трудовая Коммуна. АКССР. Карелия в годы Второй мировой войны и Великой
Отечественной войны. Советская Карелия в послевоенный период. Карелия в 50-80гг XX
века. Карелия в годы «перестройки». Республика Карелия на современном этапе.
Литература
М.М. Пришвин. В краю леса, воды и камня. Искусство как способ духовного
противостояния войне в повести Д. И. Гусарова «Партизанская музыка». О. Степанов
"Будни Хаапалахти".
Культура Карелии XX века
Современная архитектура. Монументальное искусство и скульптура. Знакомство с
произведениями карельских мастеров изобразительного искусства и архитектуры.
Современное изобразительное искусство Карелии. Изобразительное искусство в театре.
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Музыкальная жизнь Карелии.
Народное музыкальное творчество. Роль народной музыки в музыкальной культуре
Карелии. Известные карельские музыкальные коллективы (Государственный ансамбль
«Кантеле», Оркестр народных инструментов «Онего»). Центры музыкальной культуры
Карелии (Карельская филармония, Государственная консерватория им. А.К. Глазунова).
Наука в республике. Научные учреждения Карелии. Библиотека. Музеи.
Итоговое повторение
Используемые технологии, методы и формы работы.
Формы: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная, дистанционная.
Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные методы, репродуктивные методы,
практические методы, наглядные методы, метод самостоятельной работы, игровые
методы, методы контроля и самоконтроля, проективная методика, проблемное изложение
ситуации, с использованием интерактивных средств.
Методы и приемы учебной деятельности: наблюдение; упражнения, эксперимент,
мониторинг окружающей среды, исследование, поиск, сравнение, обобщение, анализ,
формирование приемов работы с картами, картосхемами, учебным рисунком.
Технологии: развивающее обучение, компьютерные технологии, проектная деятельность,
технология уровневой дифференциации, технология опорных сигнальных листов,
здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного обучения.
Типы уроков:
комбинированный
изучения нового материала
повторительно-обобщающий
лекция
практикум
проект
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
5 класс
Моя Карелия: Путешествие по родному краю: [ книга для учащихся 5 класса]/ Н.П. Кутьков –
Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2010;
«Моя Карелия: путешествие по родному краю». Рабочая тетрадь для 5 класса /Н.Ю.
Григорьевская, О.В. Николаенко – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2010;
6 класс
Моя Карелия: учебник для 6 класса/(Т.И.Агаркова и др.) – Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2014;
7 класс
Моя Карелия. Учебник для 7 класса/(Т.И.Агаркова и др.) – Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2013;
8 класс
Моя Карелия. Учебник для 8 класса/(Т.И.Агаркова и др.) – Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2013.
9 класс
Моя Карелия. Учебник для 9 класса/(Т.И.Агаркова и др.) – Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2015.
Дополнительная литература
Документы и воспоминания:
1. История Карелии в документах и материалах (с древнейших времен до начала ХХ
века). Учебное пособие для старшей школы. – Петрозаводск, 2000.
2. История Карелии в документах и материалах: Советский период. Учебное пособие
для средней школы. Петрозаводск, 1992.
3. По обе стороны Карельского фронта. 1941-1945. Документы и материалы. –
Петрозаводск, 1995.
4. Советы Карелии. 1917-1992. Документы и материалы. – Петрозаводск, 1993.
5. Незабываемое: Воспоминания о Великой Отечественной войне. – Петрозаводск,
1974.
Учебные и научные издания:
1. Афанасьева А.И., Морозов К.А., Эпштейн Е.М. История нашего края. Учебное
пособие для школ Карельской АССР. – Петрозаводск, 1973.
2. Балагуров Я.А. Кижское восстание. 1769-1771. – Петрозаводск, 1969.
3. Балагуров Я.А. Фабрично-заводские рабочие дореволюционной Карелии. 1861-1917.
– Петрозаводск, 1967.
4. Беспятых Ю.Н., Коваленко Г.М. Карелия при Петре I. – Петрозаводск, 1988.
5. История Карелии с древнейших времен до наших дней. – Петрозаводск, 2001.
6. Калевала. Карело-финский народный эпос (разные издания).
7. Карелия: энцикл.: в 3 т./ Гл. ред. А. Ф. Титов. - Петрозаводск, 2007 -2011.
8. Кочкуркина С.И. Народы Карелии: История и культура. – Петрозаводск, 2004.
9. Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. – Петрозаводск, 1994.
10. Пименов В.В., Эпштейн Е.М. Карелия глазами путешественников и исследователей XVIII и
XIX веков. – Петрозаводск, 1969.
11. Покровская И.П. Население Карелии. Петрозаводск, 1978.
12. Республика Карелия: Информационно-справочное пособие для общеобразовательных
школ и учреждений начального, среднего и профессионального образования. –
Петрозаводск, 1999.
13. Саватеев Ю.А. Вечные письмена. – Петрозаводск, 2007.
14. Филимончик С.Н., Гольденберг М.А. История Петрозаводска. Учебное пособие. –
Петрозаводск, 2003.
15. Баркина В. С. Кемь/ В.С. Баркина. - Петрозаводск, 1982.
16. Бернштам Т. А. Поморы: формирование группы и система хозяйства /Т.А. Бернштам.
- Л., 1978.
17. Беспятых Ю. Н. , Коваленко Г. М. Карелия при Петре I / Ю.Н. Беспятых, Г.М.
Коваленко. - Петрозаводск, 1988.
18. Васильев А. И. Олонец/ А.И. Васильев. - Петрозаводск, 1984.
19. Верхоглядов В. Н. Пряжа/ В.В. Верхоглядов. - Петрозаводск, 1977.
20. Древний Олонец. - Петрозаводск, 1994.
21. Жульников А. М. Древности Петрозаводска / А.М. Жульников. - Карелия, Медиацентр «Vыход»;
22. Жульников А. М. Карелия известная и неизвестная: Петроглифы, сейды,
лабиринты/А. М. Жульников. - Карелия, Медиа-центр «Vыход»;
23. Карелин А. В., Карпенко А. С., Пудышев Г. Я., Яковицкий В. М. Кондопога. Очерки
истории и культуры края/ А.В. Карелин, А.С. Карпенко, Г.Я. Пудышев, В.М.
Яковицкий. - Петрозаводск, 1996.
24. Карелия: Путеводитель.- Петрозаводск, 2006.
25. Ключевские заметки: Сборник детских творческих работ о микрорайоне Ключевая /
Петрозаводск, 2003.
26. Курочкин М. И., Реттиев В. М. Калевала. / М.И. Курочкин, В.М. Реттиев. Петрозаводск, 1976.
27. Левиаш Т. Л. Государственный историко-архитектурный и природный музейзаповедник Валаам: Путеводитель/ Т.А. Левиаш. - Петрозаводск, 1989.
28. Леонтьев П. Р. Костомукша/ П.Р. Леонтьев. – Петрозаводск, 1990.
29. Малышев Г. В. Лоухи/ Г.В. Малышев. - Петрозаводск, 1981.
30. Мулло И. М. Памятники истории и культуры Карелии/ И.М. Мулло. - Петрозаводск,
1984.
31. Нейкен Л. Лахденпохья/ Л. Нейкен. - Петрозаводск, 1989.
32. Панозеро: сердце Беломорской Карелии. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2003.
33. Пашков А. М. Гербы и флаги Карелии/ А.М. Пашков. - Петрозаводск, 1994.
34. Республика Карелия: Информационно-справочное Tf1 0 0пособие. - Петрозаводск, 1999.
35. Рывкин В. Р. По Валааму/ В.Р. Рывкин. - Петрозаводск, 1990.
36. Сегежа / Л. Патуров. - Петрозаводск, 1981.
37. Сортавала. Фотоальбом. - Петрозаводск, 1992.
38. Титов Ф. И. Беломорск/ Ф.И. Титов. - Петрозаводск, 1983.
39. Чернякова И. А. О чем не рассказал Элиас Леннрот... К истории края, где оказались,
сохранены и записаны эпические песни древнего народа/ И.А. Чернякова. Петрозаводск, 1998.
Дополнительная литература по разделам
Раздел Обществознание
1. Конституция Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/Constitution/
2. Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск: Карелия, 2004.
3. Мартынова М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение: в помощь школьному учителю.
-М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004.
4. Многообразие языков народов России – национальное достояние и культурное богатство нашей
страны. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006.
5. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года //
http://www.sampo.ru/~stat/perepis/perep_nas.php3?file=perepis
6. Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. - Петрозаводск, 1994.
7. Символика Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/gov/symbol.html
8. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (от 16
апреля 2010 г.). Режим доступа: http://gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=2216
9. Толерантность – искусство жить вместе. Сборник информационно-методических материалов
для специалистов в области образования и культуры Республики Карелия / Сост. В.Н.Бирин,
А.Б.Ершова. - Петрозаводск, 2006.
10. Яловицына С.Э. Религиозная толерантность в Республике Карелия: есть ли причины для
беспокойства? // Перекресток культур: междисциплинарные исследования в области
гуманитарных наук. - М.: Логос, 2004.
Раздел География
1. Атлас Карельской АССР. - М.: ГУГиК, 1989.
2. Бискэ Г. С. Озы Карелии. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.
3. География Карелии: Лекции / С. Б. Потахин, Е. В. Андрианова,
4. Р. Ф. Антонова. - Петрозаводск, КГПУ, 2000.
5. География Карельской АССР. Природа. Население. Хозяйство. / Под ред. А. К. Полина. Петрозаводск: Карелия, 1990.
6. Елина Г. А. Аптека на болоте. - СПб.: Наука, 1993.
7. Исокяянтя О. Очарованные природой — знакомство с окружающей средой приграничной
территории. - Кухмо, 2007.
8. Карельская АССР. Природа. Хозяйство. - Петрозаводск: Карелия, 1986.
9. Лак Г. Ц. Земля — наш дом. - Петрозаводск: Verso, 2005.
10. Онежское озеро / Г.С. Бискэ, С.В. Григорьев, Т.И. Малинина и др. -Петрозаводск: Карелия,
1975.
11. Романов А. А. О климате Карелии. - Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1961.
Раздел Биология
1. Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения.
- Петрозаводск: Карелия, 1988.
2. Бабакова Т. А., Момотова А. П. Юному натуралисту. - Петрозаводск: Карелия, 1995.
3. Елина Г. А. Болота раскрывают тайны / Г. А. Елина, В. Ф. Юдина, Т. А. Максимова,
П. Н. Токарев. - Петрозаводск: Карелия, 1986.
4. Зимин В. Б. Птицы в нашей жизни. - Петрозаводск: Карелия, 1991. Лантратова А. С. Деревья
и кустарники Карелии.- Петрозаводск: Карелия, 1991.
5. Зимин В. Б., Ивантер Э. В. Птицы. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002.
6. Ивантер Д. Э., Рыжков Л. П. Рыбы - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004.
7. Ивантер Э. В. Млекопитающие. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001.
8. Ивантер Э. В., Коросов А. В. Земноводные и пресмыкающиеся. -Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 2002.
9. Ивантер Э. В. Млекопитающие Карелии. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007.
10. «Карелия», энциклопедия в 3-х томах, Петрозаводск: «Петропресс», 2008 г.
11. Красная книга Республики Карелия.- Петрозаводск: Карелия, 2007.
12. Книга юного лесовода: Учебное пособие по основам лесоведения, лесоводства и охраны
природы для обучающихся по дополнительным образовательным программам, Андреев К.Г. –
Петрозаводск: КНЦ РАН, 2006 год
13. Яковлев Е. Б. Насекомые / Е. Б. Яковлев, Э. В. Ивантер, М. П. Лобкова. - Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 2006.
Раздел История
1. Карелия в прошлом и настоящем. - Петрозаводск, 2005.
2. Кочкуркина С.И. Древние карела. - Петрозаводск, 1987.
3. Кочкуркина С.И. Корела и Русь. - Л., 1986.
4. Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск, 2004.
5. Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. - Петрозаводск, 1990.
6. Кочкуркина С.И., Спиридонов А.М., Джаксон Т.Н. Письменные известия о
карелах. - Петрозаводск, 1990.
9. Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988.
10. Олонец. Историко-краеведческие очерки в 2-х частях. - Петрозаводск, 1999.
11. Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. - Петрозаводск, 1994.
12. Спиридонов А.М., Яровой О.А. Валаам: от апостола Андрея до игумена
13. Иннокентия. - М., 1991.
14. Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв.
Архангельск, 1975.
15. Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. - Петрозаводск, 1998.
16. Чернякова И.А. О чем не рассказал Элиас Леннрот. - Петрозаводск, 1998.
17. Шаскольский И.П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии.
18. Конец XIII - начало XIV вв. - Петрозаводск, 1987.
19. Ямщиков С.В. Древняя живопись Карелии. - Петрозаводск, 1986.
Раздел Литература
1. Васильева Н. Б. Под созвездием Кассиопея: повести, рассказы. -Петрозаводск: Карелия, 2004.
2. Вепсские народные сказки: сборник / Составители Н. Ф. Онегина и М. И. Зайцева. На русском и
вепсском языках. – Петрозаводск: Карелия, 1996.
3. Калевала. Любое издание.
4. Леннрот Элиас. Кантеле Вяйнямейнена (Перво - Калевала). – Петрозаводск: Verso, 2004.
5. Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988.
6. Киуру Э.С., Мишин А. И. Фольклорные истоки «Калевалы». – Петрозаводск, 2001.
7. Линевский А. М. Листы каменной книги: повесть. - Петрозаводск: Карелия, 2004.
8. Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии Петрозаводск: Verso, 2008
9. Паустовский К. Г. Блистающие облака; Золотая роза. – СПб: Каравелла, 1995.
10. Поморские сказки / Сост. и лит. обработка А. П. Разумовой и Т. И. Сенькиной. Петрозаводск: Карелия, 1987.
11. Пулькин В. М. Царские персты: Сказы о Петре Первом. - Петрозаводск: Периодика, 2002
12. Сергин В. Отчий дом: очерк // В краю Калевалы: сборник. - М., 1989.
13. Соловьев В. Охотничья тетрадь: Рассказы. – Петрозаводск: Карельское книжное
издательство, 1989.
14. Я вам утро подарю: антология русской детской литературы Карелии/ сост.С.М. Лойтер,
М.В.Тарасов.- Петрозаводск: Verso, 2009.
Раздел Искусство
1. Древняя живопись Карелии: Каталог. Фонды музея «Кижи». - Петрозаводск, 1980.
2. Искусство края белых ночей: избранные произведения из коллекции Музея изобразительных
искусств Республики Карелия / сост.Н.И. Вавилова и др. – Петрозаводск:Verso: Карелия, 2010
3. «Калевала» в творчестве художников. - Петрозаводск: Карелия, 1984.
4. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо – Западной России. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2002
5. Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура.- Петрозаводск: Карелия, 2004.
6. Профессиональная музыка Карелии: Очерки. Петрозаводск, 1995.
7. Ополовников Русское деревянное зодчество. - М., 1989.
8. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. - Л., 1972.
9. Пивоев В. М. Культура Карелии: Пробное учебное пособие для
10. Общеобразовательных учреждений. – Петрозаводск:Verso, 2003
11. Художники Карелии. Е.С. Калинин / сост.З.Г. Юсупова. Петрозаводск: Петропресс, 2000
Печатные средства обучения
1. Государственные символы Республики Карелия
2. Карты Карелии
Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия
1) Цифровые образовательные ресурсы по предмету «Моя Карелия» (на сайте
«Карельского института развития образования»)
5 класс http://ipk.karelia.ru/function/mr/480
6 класс http://ipk.karelia.ru/function/mr/492
7 класс http://ipk.karelia.ru/function/mr/501
8 класс http://ipk.karelia.ru/function/mr/502
9 класс http://ipk.karelia.ru/function/mr/503
2) Материалы к урокам «Моя Карелия» на официальном сайте учителя географии
Коберник Риммы Павловны http://kost-kobernik.ru/moja-karelia-5-klass/#
Электронные библиотеки, издания
1) Электронная библиотека авторов Карелии http://avtor.karelia.ru/
2) Книжные памятники Карелии http://monuments.library.karelia.ru/
3) Материалы ежегодной научной конференции «Краеведческие чтения»
http://library.karelia.ru/dmaterials/kraeved_chteniay.html
4) Электронная библиотека музея-заповедника «Кижи» http://kizhi.karelia.ru/library/
Информационные и образовательные Интернет-ресурсы
1) Путешествие по Карелии http://kartravel.ru/kultura.html
2) Петрозаводск: Истории нашего города http://history.ptz.ru/
3) Петрозаводск. 300 лет http://300.ptz.ru/
4) Петрозаводск. Столица Карелии http://www.ptz.ru/
5) Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти РК.
История. http://www.gov.karelia.ru/Different/History/index.html
6) Виртуальная выставка «Тойво Антикайнен»
http://library.karelia.ru/antikainen/content/main.html
7) Календарь знаменательных дат Карелии http://library.karelia.ru/cgibin/
library/folder.cgi?id=145
8) Информационный сервер Карелии: каталог ресурсов http://www.karelia.ru/
9) Карелия. Культурный туризм http://culture.karelia.ru/
10) КомАрт. Культурные маршруты Карелии http://www.komart.karelia.ru/
11) Школьникам о Карелии http://open-karelia.ru/scool/
12) Ребятам о Карелии http://vk.com/club12866085
13) Конституция Республики Карелия http://www.gov.karelia.ru/Constitution/
14) Официальный сервер органов государственной власти РК http//www.gov.karelia.ru/
15) Символика Республики Карелия http://www.gov.karelia.ru/gov/symbol.html
16) «Петрозаводск – столица Карелии» http//ptz.karelia.ru/
17) Карельский государственный краеведческий музей http//www.karelia.ru/~kgkm/
18) Музей изобразительных искусств РК http//artmuseum.karelia.ru./
19) Национальная библиотека РК http//library.karelia.ru/
20) Музей заповедник «Кижи» http//kizhi.karelia.ru/
21) Портал НПО Карелии http://npo.karelia.ru/
Технические средства обучения
1. Персональный компьютер учителя
2. Лицензионное программное обеспечение
3. Мультимедийный проектор
4. Интерактивная доска
5. МФУ (принтер-сканер-копир)